Храм-часовня Воздвижения Креста Господня с.Господня Шилкинского района

Храм-часовня Воздвижения Креста Господня с.Господня Шилкинского района

В дореволюционной России разница между селом и деревней определялась просто: есть церковь — село, нет — деревня. Галкино, в ХIХ веке носившее название поселок Галкинский, поскольку проживали здесь не только крестьяне, но и представители казачьего сословия, без православного храма, конечно, не могло обойтись.

Была здесь церковь Воздвижения Креста Господня, да порушили её при Советах. Но жизнь, оказывается, такая штука, что на очередном витке при определенном стечении обстоятельств многое возвращается на круги своя. Вот и церковь в Галкино вновь засверкала золоченым куполом на открытом пригорке, словно давая людям, живущим на этой суровой земле, веру в лучшее.
Разве не добрая примета — новый храм в сельской глубинке, где за последние десятилетия всё, в основном, только ветшало и приходило в упадок! Инициаторами строительства стали два родственника с казачьими корнями и с фамилией Апрелковы: Виталий Юрьевич из п. Карымского, подполковник ФСБ в отставке, и его дядя, житель Галкино Владимир Николаевич. Виталий Юрьевич Апрелков — личность в нашем крае известная. Вот какую информацию о нем содержит сайт zabinfo.ru:
«Краевед, член союза журналистов России. Родился 8 ноября 1965 года на ст. Карымская Читинской области (ныне Забайкальского края). В 1987 г. окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. С 1988 г. — в Вооруженных силах. Автор более 700 краеведческих публикаций в периодической печати, научных сборниках. Темы исследований: история забайкальского казачества и органов безопасности, пограничная тематика, награды и знаки русской армии и др. Инициатор создания и один из авторов-составителей «Книги Памяти», содержащей сведения о раненых, убитых, награжденных воинах-забайкальцах с 1655 по 1921 (установлено свыше 3 тысяч человек). Автор текста войскового гимна Забайкальского казачьего войска. Поэтические произведения опубликованы в коллективном сборнике «На рубежах памяти» (2009 г.). Награды: лауреат областной премии им. В.К.Курнатовского (1992 г.), II регионального фестиваля прессы в номинации «Славлю свой край» (2001 г.), конкурса «Золотое перо границы» (2007 г.)».
К этому нужно добавить, что Виталий Апрелков, в отличие от многих из нас, рожденных в СССР, не утратил веру православную. Приехал он однажды к Владимиру в гости и давай убеждать в нужности и полезности постройки кладбищенской часовни. Владимир, по меркам села, человек зажиточный — две пилорамы, большое подсобное хозяйство. А тут беда на него свалилась: жена любимая сильно заболела, случился инсульт. И ответил он тогда ученому племяшу: «Если Боженька поможет, встанет супруга на ноги, выстрою церковь и ни копейки за труды не возьму»…
Поправилась жена, и приступил Владимир Апрелков к исполнению своего обещания. Сам начертил проект, который утвердил епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий, сам развернул стройку. Владыка архиерей Евстафий и на то время благочинный Шилкинского благочиния протоиерей Александр провели молебен, освятили место закладки. Весь пиломатериал безвозмездно предоставил предприниматель из Савино Николай Иванович Галицкий — вот, пожалуйста, пример меценатства. Население сельского поселения «Галкинское» дружно поддержало инициативу Апрелковых денежными средствами. Многие не остались безучастными, внеся посильный вклад.
— Быстро дело началось, церковь поднялась, как грибок после дождя, — говорит жительница села Галкино Маргарита Билалова. — Конечно, вера помогала. Собирали деньги на купол, а получилось, что владыка Евстафий нам его подарил. Маковку, отлитую в Витебске, привезли из Атамановки, из монастыря. В мае 2012 года её установили. А собранные рубли пригодились на другие нужды, расходов на обустройство очень много.
Маргарита Раисовна выполняет роль смотрительницы. Открывает, поддерживает порядок, зажигает свечи, по пятницам, выходным и праздникам читает Акафист. В маленькой церквушке из бруса не решена главная проблема — не подведено электричество, а значит, нет отопления. Так что в сегодняшнем состоянии это лишь летний недостроенный храм. Энергетики готовы подвести и подключить провода хоть завтра, да с финансами у застройщика проблема.
Множество усилий ещё предстоит приложить Владимиру Апрелкову, чтобы достичь своей цели и довести проект до логического завершения. До того как приступить к самой творческой, завершающей стадии работ — украшению храма наружной резьбой, — ещё ой как далеко. Помимо отопления нет у церкви притвора — так называется входное помещение с западной стороны, нет колокольни. Как, когда, за счёт каких средств превратится сельская церковка в круглогодично действующую, полноценную, начнет обрастать приходом, затрудняется сказать даже отец Александр, в миру Тылькевич. Светлых помыслов энтузиастов тут явно недостаточно. Тесных контактов между Апрелковыми и с администрацией сельского поселения не отлажено. Впрочем, ждать от местной власти каких-либо финансовых вливаний наивно. Во-первых, на содержание социальных объектов в сельских поселениях денег едва наскребают; во-вторых, даже если фантастически предположить, что появились какие-то излишки, направление их на достройку церкви первая же прокурорская проверка посчитает нецелевым расходованием средств. И на такое не пойдет ни один глава. Остаётся надеяться на средства самой русской православной церкви, на предпринимателей, на добровольную поддержку галкинцев.
Да, пробудить людей к православной вере после долгих лет безверия ой как нелегко… Не к покраске пасхальных яиц, установке вербных веточек к иконе да к набору в банку чудодейственной крещенской водицы, а к регулярному посещению церковных служб, исповедям, причащениям, соблюдению постов и христианских заповедей. Инертные мы, не находим в своей однообразной жизни времени оторваться от меркантильных интересов. Да что там говорить. На безоговорочном атеизме выросло не одно поколение советской молодежи. В годы социализма даже нательный крестик на школьнике, увиденный одноклассниками и учителями, вызывал резко негативную реакцию. А уж школьник, отважившийся посещать церковь с бабушкой или с родителями, непременно становился предметом обсуждения на классном часе, пионерском сборе или комсомольском собрании. Сегодня — пожалуйста, церковь в Шилке работает, веруй, молись, приобщайся к заповедям Христовым. Да желания у большинства горожан нет. Светские мы слишком стали, а правдивее сказать, ленивые.
— Детей надо крестить и с раннего возраста приобщать к вере, — убеждена простая деревенская женщина Маргарита Билалова. — Пять лет назад мы с младшим сыном приняли крещение. И у Саши, в отличие от старшего сыночка, жизнь складывается благополучно. Отслужил в армии, выучился на помощника машиниста, работает.
К бывшему до недавнего времени настоятелю шилкинского Свято-Петро-Павловского храма Александру Тылькевичу у смотрительницы благоговение особое. Основательность и надежность в нем почувствовала. Так получилось, что именно он, а не родители, поменял ее мировоззрение, научил праведно жить, обратил к вере в Бога. По большим праздникам начала ездить в Шилку на службы, стала почитывать православные брошюры. И матом ругаться теперь остерегается — тоже ведь грех.
— Выхожу из храма после молебна, и душа радуется. Неописуемые чувства…
Нет, не зря, видимо, Апрелковы затеяли эту стройку в славном забайкальском селе. Пожелаем им удачи в завершении дела! Пусть церковь Воздвижения несет хорошие перемены в судьбы всех галкинцев, и неважно православных или живущих свой земной век убежденными атеистами.
Олег Лоскутов