Святая равноапостольная княгиня Ольга, моли Бога о нас!

24 июля Православная Церковь вспоминает святую равноапостольную княгиню Ольгу. В этой статье мы расскажем о принятие святой Ольгой христианства, о жизни княгини, о ее значении в русской истории.

Принятие христианства

Великая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси,
принявшим христианскую веру. Однако после ее крещения княжеская дружина и весь
народ оставались еще язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь
Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.

Согласно «Повести временных лет», Ольга крестилась в 957
году в столице Византии – Константинополе. Она отправилась туда, поручив Киев
сыну Святославу, который к тому времени подрос и мог управлять государством. В
Царьграде император Константин VII Багрянородный и патриарх Константинопольский
Феофилакт крестили русскую княгиню лично: «И было наречено ей в крещении имя
Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

На христианском Востоке было принято крестить в честь
какого-либо святого, а имя Ольга было в то время еще языческим, поэтому ее
крестили в честь матери императора Константина Великого Елены. Правда, теперь,
имея святую с именем Ольга, христиане могут называть в честь нее своих детей.

Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в
женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские
люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших
потомков твоих».

***

Как известно, княгиня Ольга славилась разумом и красотой. К
моменту крещения она была вдовой. Согласно летописной легенде, византийскому
императору Константину русская княгиня так понравилась, что он захотел взять ее
в жены. Но Ольге это пришлось не по сердцу, она отвергла притязания императора,
сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться
не подобает. Когда же Ольгу окрестили (император Константин стал ее крестным
отцом), он у нее спросил: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдешь за
меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с
тобой вступить не можем». Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и
отпустил домой.

Жизнь княгини

Будущая святая и великая княгиня родилась примерно в 890
году. Имя ее – Ольга – было русским вариантом скандинавского имени Хельга, что
переводится, как «светлая», «священная». Она была простой, ничем не знаменитой
девушкой, хотя и происходила из забытого рода Изборских князей.

Мужем княгини Ольги был Киевский князь Игорь, с которым она
случайно познакомилась на берегу реки в Псковской земле. На киевский престол
княгиня Ольга вступила после того, как князя Игоря убили древляне. Правила она
семнадцать лет – с 945 по 962 годы. У Ольги был сын – великий князь Святослав
Игоревич.

Княгиня Ольга. История преображения

Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во
всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской
она могла, не покидая «стольного града», — отыскался бы священник.

В начале своего княжения Ольга прославилась как жесткая,
даже жестокая правительница. Первым ее деянием была месть древлянам, убившим ее
супруга. Войска Ольги безжалостно жгли, рубили древлян, и даже закапывали их
живьем.

После этого никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она
по причине малолетства сына Святослава стала единоличной правительницей
Новгородских, Псковских и Киевских земель.

Впрочем, даже когда Святослав вырос, власть практически
оставалась в ее руках, поскольку страстью сына была война, а государством
управляла его мать.

Ольга провела мощную административную реформу, выработала
схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле на
Руси делом неслыханным. И все-таки в народной памяти княгиня осталась не
жесткой правительницей, а именно христианкой – первой среди Рюриковичей.

После крещения Ольга прожила чуть больше десяти лет. Она
умерла в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. Внук великой
княгини – святой равноапостольный Владимир, Креститель Руси, перенес ее мощи в
знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, первый каменный
храм Древнерусского государства.

Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя
Владимира, Ольгу стали почитать как святую. День памяти святой Ольги (в
крещении Елены) отмечали 11 июля (24 июля по новому стилю). В 1547 году великую
княгиню причислили к лику равноапостольных святых.

***

По «Повести временных лет» свадьба князя Игоря и Ольги
произошла в 903 году, когда Ольге уже исполнилось 12 лет. Однако эта дата
неоднократно оспаривалась историками в связи с тем, что своего сына Святослава
она родила только в 942 году, то есть в 51 год, что выглядит, очевидно, крайне
странно. По мнению исследователей, наиболее вероятно, что дата – 903 год –
возникла уже позже, когда изначальные древнерусские летописи пытались привести
в относительно стройный хронологический порядок.

***

Первый раз, когда к Ольге прибыли послы древлян, просить о
милости за убийство мужа, она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там
живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она
приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем.

Потом княгиня приехала в земли древлян справить тризну на
могиле мужа, во время которой древлян напоили и, по некоторым летописным
сведениям, перебили пять тысяч человек. После этого древляне прислали Ольге в
виде дани птиц, а она велела привязать к их лапам горящие тряпки и отпустить
домой. Птицы вернулись на свои насиженные места и, тем самым, сожгли город
древлян.

В этой истории нужно понимать два момента. Во-первых, совершая
эти поступки, Ольга была еще язычницей, а не христианкой. То есть, она еще не
изменилась внутренне. Во-вторых, поведение княгини, по языческим меркам, было
вполне закономерным.

***

В 1007 году, после постройки Десятинной церкви в Киеве, тело
княгини Ольги было перенесено в этот храм. По легенде, в каменном склепе было
проделано окошечко, и было видно, что останки этой великой женщины нетленны.

Значение в русской истории

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из
создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла
бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с
помощью системы «погостов».

Погосты – финансово-административные и судебные центры –
стали крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь
Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены. Ко времени ее правления
историки относят установление первых государственных границ России – на западе,
с Польшей.

Киев времен великой княгини был центром притяжения для
иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как,
например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли
в 70-е годы XX века.

Приняв христианство, Ольга всеми средствами поддерживала
немногочисленных христиан Киева: уничтожала языческих идолов, строила храмы,
поощряла проповедь Евангелия.

***

Иконография святой княгини Ольги – традиционная для всех
равноапостольных святых. Равноапостольные – те святые, которые служили Господу,
просвещая людей светом Христовым. Святую Ольгу традиционно изображают на иконах
стоящей. В правой руке у нее – крест, символ проповеди Христовой, которую вели
все равноапостольные святые. В левой руке – символическое изображение храма.
Еще один традиционный образ княгини – вместе с равноапостольным князем
Владимиром.

***

Памятников святой княгине Ольге существует несколько. Один
из самых известных – в Киеве, на старинной Михайловской площади. Это целая
скульптурная композиция. В центре – княгиня Ольга, по правую сторону от нее –
апостол Андрей Первозванный, по левую – святые Кирилл и Мефодий. Открыли
памятник больше ста лет назад – в 1911 году. Скульптурная композиция была
элементом большого проекта «Исторический путь» – по всей Украине возводили
монументы в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны
были сформировать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади.
Николай II дал добро на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000
рублей.

В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная
участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части.
Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст
писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе
демонтировали, а на ее месте разбили сквер.

В 1996 году в сквере провели раскопки – археологи нашли
некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента
скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске.
А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над
воссозданием ученики первого автора памятника – Ивана Кавалеридзе.

***

В Русской Церкви есть женский орден святой равноапостольной княгини Ольги. В 1988 году его учредил патриарх Пимен и Священный Синод – в честь 1000-летия крещения Руси. По времени учреждения, этот орден – третий в Русской Церкви. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые, так или иначе, служат Церкви и делу христианского просвещения.

По материал журнала «Фома»

(69)

Комментирование запрещено

  • Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru молитвы, молитвослов, акафисты, псалтирь Молитва иконе Богородице Умягчение злых сердец (часовня) Нерчинская епархия Забайкальская митрополия  Храм Спаса Нерукотворного Образа г.Краснокаменск  Храм Рождества Христова г.Могоча  Телеканал Спас