На горке над обрывом крутого берега р. Ингоды в северо-восточной окраине села Кайдалово на бывшем кладбище стоит первая, кто встречает солнце, заливаемая его светом, раскрывает вековую монументальность и строгость объемов в сочетании с изяществом рисунка декора. Это памятник культовой архитектуры середины ХIХв., одна из старых каменных церквей в Забайкалье — Церковь Троицы.
На этом месте до нее стояли две деревянные одноименные церкви. Затем отстроили каменную, которую освятили 17 и 18 февраля 1868 г. К традиционному объемно-планировочному решению: апсида, холодный храм и к характеру декора добавляется ряд своеобразных качеств. Так трапезную заменяют двумя приделами. При этом народные зодчие не нарушили каноническую схему культового сооружения. В формах церкви Троицы, рожденной талантом народа-творца, ярко выражены идеи самоутверждения и высокого национального достоинства.

В 1913 г. производился капитальный ремонт церкви и ограды вокруг нее. В советские годы здание использовалось в хозяйственных целях, последнее время — как склад. В настоящее время церковь не используется, и как следствие — значительные утраты. Утрачены две главы церкви, располагавшиеся над теплыми приделами, убранство интерьера, частично сохранилась чугунная и мраморная отмостка полов, подоконники, рамы и ставни, ограда, заложены проемы окон северного фасада, проход из колокольни в правый придел.
Поэтому сейчас необходимо говорить о скорейшем проведении реставрационных работ, чтобы спасти от разрушения и физической утраты как архитектурного, так и интеллектуального наследия нашего края.
Церковь имеет размеры 32,2 х 12,7 м. Ядром композиции является прямоугольный объем храма, перекрытый сводом и увенчанный восьмигранным барабаном с главой. Апсида завершена главкой на тонком барабане. С запада к храму пристроен объем из двух приделов. Колокольня отличается своеобразием декора, увенчана главкой. Стены декорированы линиями карнизов: цокольным, подоконным, венчающим. Карниз импоста переходит в дугообразные сандрики. Окна и входы фланкированы пилястрами, объединенными полуциркульной аркой. Фасады второго яруса звона оформлены прямоугольными нишами с полуколонками. Храм признан памятником архитектуры и градостроительства.
(268)