История церкви и самого села Верхняя Куэнга началась ещё два
столетия назад. В восемнадцатом веке крестьяне, которых местные власти
приписали к Нерчинским заводам, а в 1851 году перечислили в пешую часть
Забайкальского Казачьего войска, основали куэнгинскую застепь – село Пашино.
Оно расположилось на берегу реки Куэнга, между двумя сопками. Вскоре село стало
считаться Куэнгинской казачьей станицей и именоваться Куэнга, впоследствии —
Верхняя Куэнга. По данным 1902 года, в станице было 172 дома с населением 1202
человека. Имелось станичное правление, двухклассное училище, почтово-телеграфное
отделение, несколько торговых лавок, аптека и, конечно, церковь. Храм построили
на самом высоком и красивом месте – в центре станицы. Он считался самым большим
в округе. На церковные праздники в станицу съезжались жители всех окрестных
деревень.
Церковь назвали в честь пророка святого Илии. Правый придел
посвятили первому сибирскому святому Иннокентию Иркутскому. Первым священником
был Илья Афанасьевич Малышев. В годы революции её закрыли. Последнего
священника (имени его никто не помнит) Литвинцева расстреляли в тридцатых
годах. Тогда же создали сельхозартель «Пробуждение», церковь использовали как
складское помещение. Затем в этом здании была установлена электростанция, позже
— оборудована кочегарка, гаражи. И только к двухтысячном году, когда заговорили
о духовном возрождении России, здание перестали использовать для хозяйственных
нужд.
Добрый знак к восстановлению Божьего храма в селе подала в
2007 году жительница Новой Зеландии Кристина Белль. Её прадед — Пантелеймон Иванович
Мигунов, житель этого села в двадцатых годах прошлого века, бежал со своей
женой Ниной сначала в Приисковую, затем через Нерчинский Завод в Китай. Из
Китая попал в Японию, а затем и в Новую Зеландию. С мужем Кристина Белль
приехала в 2007 году на родину своих предков. И в дар сельчанам привезла
фотографию церкви дореволюционных времен.
Сейчас, когда жители села стали приобщаться к вере, силами
прихожан ведётся восстановление храма. Но того, что собрано для проведения необходимых
строительных работ, очень и очень мало. В первую очередь, необходимо устроить
кровлю, вновь возвести некогда разрушенную колокольню, покрыть полы,
оштукатурить и побелить храм.
Староста местного прихода Л. И. Простокишина неустанно
печётся о восстановлении храма. Она не только накопила кое-какой запас
материалов для ремонта, но и уже трижды устанавливала крест на том месте, где,
по преданиям, большевики расстреляли последнего священника. Однако некоторые
воинствующие атеисты села Верхняя Куэнга упорно противостоят женщине — сжигают
или сваливают крест. Впрочем, Любовь Ивановна свято верит, что общим миром люди
восстановят церковь и вновь будут проходить службы в православные праздники.
12 июля 2019 года в день памяти святых Первоверховных
Апостолов Петра и Павла иеромонах Макарий (Долматов) в сослужении диакона
Андрея Окладникова в Ильинско-Иннокентьевском храме села Верхняя Куэнга совершил
Божественную литургия.
Отец Макарий обратился к верующим со словами поздравления с
праздником и призвал всех принять активное участие в восстановлении разрушенной
святыни.
(23)