14 декабря 2024 года в духовно-просветительском центре Нерчинской епархии в Краснокаменске в рамках регионального этапа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений 80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» епископ Нерчинский и Краснокаменский Макарий выступил с докладом «Духовно-нравственные ценности в контексте церковно-государственного сотрудничества в современной России».
«Нравственное богатство народа определяется памятниками его деяний»[1]
На протяжении более двадцати лет в общественном сознании, и в правовом поле, и в формате научных дискуссий осуществляется пересмотр, корректировка понимания и содержания таких устоявшихся понятий, как «светскость», «духовность», «духовно-нравственные ценности». В современном российском обществе нет единого понимания того, что такое духовность, каковы ее границы, на каких основаниях следует осуществлять духовно-нравственное воспитание школьников и студентов. В результате участия Русской Православной Церкви в выработке и принятии новых законов, правовых дефиниций появилась возможность решения целого ряда проблем, связанных с выработкой и общественным согласованием механизма приобщения наших граждан к традиционным духовно-нравственным ценностям.
О необходимости формирования системных знаний и навыков в духовно-нравственной сфере говорится практически во всех выступлениях и официальных документах высших представителей Церкви и государства, посвященных вопросам образования. Появление целого ряда государственных документов свидетельствует о системном подходе к реализации воспитательных задач в школах и вузах России: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), ФГОСы начального, основного общего, среднего общего образования. И, наконец, один из ключевых, стратегических документов, используемых в рамках предпринятого исследования: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Как известно, с прошлого учебного года во всех вузах России реализуется новый курс «Основы российской государственности», в рамках которого проходит ценностная ориентация студентов, решается задача их духовно-нравственного воспитания. На всех ступенях общего среднего образования, в вузах России вопросам воспитания школьников и студентов уделяется не меньшее, а возможно даже большее внимание, чем их обучению п профориентации. Все это актуализирует проблему создания модели церковно-государственного взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания.
В силу исторических особенностей развития духовный потенциал Православия находит весьма скромное применение в современной светской системе образования. Наша задача сделать этот опыт доступным и востребованным в современной России.
Православная традиция в XX веке прошла серьезные испытания, становление в новых исторических и политических условиях. Сегодня мы можем говорить о системе духовно-нравственного воспитания Русской Православной Церкви.
В XXI веке в российских светских вузах, появилась университетская дисциплина «Теология». Окончательное утверждение теологии как образовательной дисциплины завершилось с появлением возможности защищать научные диссертации в данной сфере. Однако, главная цель возвращения теологии в область научного знания заключается в острой потребности, в первую очередь, самих же ученых, найти опору в системе базовых ценностей отечественной культуры, чтобы противостоять глобальным вызовам. Как пишет один из современных философов: «Наука неизмеримо увеличила мощь человека, но никак не содействовала его нравственному развитию».
Православное Богословие по-прежнему сохраняет непосредственную связь с православной традицией, что позволяет осуществлять миссию духовно-нравственного воспитания в пространстве современной науки и высшего образования.
Обсуждение и реализация совместных церковно-государственных программ духовно-нравственного воспитания предполагают не только поиск общественного консенсуса и преодоление стереотипов, свойственных для эпохи господства атеистического мировоззрения, но и выработку четких правовых дефиниций, обеспечивающих полноценную реализацию модели церковно-государственного сотрудничества в области духовно-нравственного воспитания.
Наличие различных подходов к пониманию цели, задач, сути духовно-нравственного воспитания соответствует современным понятиям «свободы совести» и «светскости», однако требует более четкого определения и соотнесения с православия традицией. Это практическое требование обусловлено необходимостью развития, определения перспектив и, самое важное, — согласования церковной и государственной позиций в контексте государственно-конфессионального сотрудничества в системе духовно-нравственного воспитания. Выработка методологии, четких подходов и правовых понятий позволит обеспечить эффективное правовое регулирование церковно-государственного, церковно-общественного и межконфессионального сотрудничества в данной сфере.
В текстах Священного Писания и Канонах Православной Церкви, принятых на Вселенских и Поместных Соборах, содержатся факты, богословские и канонические принципы, на которых сформировалась современная система духовно-нравственных ценностей, сохраняемая и развиваемая Русской Православной Церковью. На протяжении веков определяются нравственные идеалы, цели, задачи, формы и направления развития теории и практики.
Кроме того, действующие правовые акты Русской Православной Церкви, относящиеся к сфере духовно-нравственного воспитания – Постановления Священного Синода Русской Православной Церкви, Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, концептуальные документы и методические рекомендации, разработанные на уровне Синодальных учреждений – дают четкое представление о существующем положении дел, позволяют выработать рекомендации по улучшению и развитию духовно-нравственных ценностей во всех сферах общественной жизни современной России.
Вопросы аксиологии находят все большее отражение в современных государственных нормативно-правовых актах, Федеральных законах, Указах Президента Российской Федерации, приказах различных государственных ведомств, относящиеся к сфере государственно-конфессионального сотрудничества и духовно-нравственного воспитания.
С учетом анализа существующего опыта государственно-конфессионального сотрудничества в сфере духовно-нравственного воспитания от детского сада до вуза представляется возможным выработка согласованного алгоритма действий по противодействию любым видам экстремизма, по созданию правовой модели эффективного церковно-государственного сотрудничества в сфере сохранения духовно-нравственного наследия и его актуализации.
Религиозное, по сути своей духовно-нравственное воспитание является основой любой патриотической ориентации школьников и студентов. В связи с этим, любые попытки организации воспитательной работы в школах или вузах без учета религиозной, духовной составляющей заранее обречены на отторжение, так как не предполагают органической связи с историей и наиболее важными отечественными традициями, сформированными в первую очередь в контексте Православия.
Для достижения этой цели необходимо решить целый ряд теоретических и практических задач:
– изучить и систематизировать существующую практику церковно-государственного сотрудничества в сфере сохранения и развития духовно-нравственных ценностей, приобщения к ним школьников и студентов;
– сделать предметом научно-правового исследования, возможно, широкой общественной дискуссии историко-богословские основы современной системы духовно-нравственного воспитания Русской Православной Церкви с целью дальнейшего использования в отечественной правоприменительной практике;
– продолжить согласование и разработку правовых и канонических основ взаимодействия Русской Православной Церкви и Российского государства в сфере сохранения и развития традиционных духовно-нравственных ценностей;
– исходя из единой патриотической позиции, основанной на необходимости сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей как основы общественного взаимопонимания в современной России (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»[2]), выработать рекомендации по совершенствованию правовых норм действующего Российского законодательства на предмет создания правовой модели эффективного взаимодействия Церкви и государства в сфере духовно-нравственного воспитания.
– создать необходимые правовые условия для реализации модели эффективного церковно-государственного сотрудничества в сфере сохранения и развития традиционных духовно-нравственных ценностей в современной России.
__________________________________________
[1] Ключевский В.О. Речь на 600-летие преставление преподобного Сергия Радонежского.
[2] [Электронный ресурс] – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
(25)