В селе Газимурский Завод церковь была построена в 1885 г. в честь Апостолов Петра и Павла усердием купцов – братьев Переломовых, проживавших в этом же селе. В отличие от других церквей Газимурской волости, эта церковь была «зданием каменная, с такою же в связи с церковью колокольнею, с потолком и верхними надстройками деревянными, прочна, обнесена деревянною с решеткою оградою, окрашенною в зеленый и белый цвет масляными красками» [ГАЧО, ф. 8, оп. 2, д. 656, л.д. 23].
Прихожанами церкви были жители Газимурского села (большей частью крестьяне, купцы и мещане) и крестьяне Тайнинского поселка.
К Газимурскому Петро-Павловскому приходу относились приписные церкви:
1) в селении Верхне-Тайнинском, Дучарской волости (первоначально построена во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского на приисках наследника цесаревича Николая Александровича, а затем, по окончании приисков, иконостас взят в Урюмскую церковь, а церковное здание передано Верх-Тайнинскому обществу, устроившему новый простой каменный иконостас во имя Святителя и Чудотворца Иннокентия);
2) на прииске Мало-Мальском, близ селения Верх-Тайнинского (во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского).
Священником Газимурской Петро-Павловской церкви с 1894 г. до 1915 г. был Михаил Васильевич Булгаков. В 1894 г. (34-х лет от роду) он был переведен к данной церкви Преосвященнейшим Георгием, Епископом Забайкальским и Нерчинским и утвержден в должности законоучителя Газимурской церковно-приходской школы. В дальнейшем предложением Его Преосвященства, Преосвященнейшего Георгия, Епископа Забайкальского и Нерчинского, назначен Благочинным над церквами – Краснояровской Прокопие-Иоанновской, Бунской Трех-Святительской, Газимурской Петро-Павловской, приписной Ушмунской Николаевской и Батаканской Казанской (1895 г. 23 февраля) и утвержден в должности благочинного 14 благочиннического округа Забайкальской Епархии (1895 г. 6 июля), а за отличную усердную и полезную службу награжден бархатной фиолетовой скуфью (1895 г. 6 июля) [ГАЧО, ф. 8, оп. 2, д. 656, л.д. 25].
В Советское время участь разрушения не обошла и эту церковь: ее сравняли с землей, некоторые плиты и камни пошли на благоустройство детского сквера (в котором на месте храма поставили памятник революции или пионерскому движению). Сейчас в этом сквере располагается танцевальная площадка под открытым небом.
(110)