В начале XVIII в. на Торге (первое название села) была построена деревянная часовня во имя Знамения Божией Матери. К часовне был прирублен алтарь и паперть, и в 1746 году церковь была освящена. В 1755 году эта церковь сгорела дотла. В 1758 году церковь была построена вновь, но через девять лет она снова сгорела. В 1768 году Торгинская церковь вновь была заложена. В 1780 году по прошению священника Петра Писарева и приходских людей на правой стороне алтаря был поставлен второй престол во имя святителя Николая чудотворца…
Каменная церковь в Торге была построена в 1804 году, об этом свидетельствует запись в «Памятной книжке Забайкальской области за 1871 год»: «Торгинская каменная церковь с такою же колокольнею построена в 1804 г. попечением умершего священника Дмитрия Писарева и прихожан. В ней два престола: на правой стороне во имя Знамения Пресвятой Богородицы, а на левой – во имя Святителя Николая».
Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Знаменка Нерчинского района — одна из немногих. Войдя под её своды, вы сразу почувствуете ту особую атмосферу, которую принято называть «намоленностью». Милость Божия сохранила её и во время революции, и в годы Великой Отечественной войны, и в эпоху государственного атеизма. Совсем недавно началось восстановление церкви силами местного прихода. От Нерчинской епархии в село Знаменка был назначен настоятель иерей Роман Пичуев. В церкви проводятся молебны каждую вторую неделю.
История храма тесно связана с почитаемой иконой Знамения Пресвятой Богородицы, считавшаяся чудотворной и получившая название Торгинской. По легенде, в 1685 г. она была доставлена в Торгу бывшими албазинскими казаками. Нерчинское церковное духовенство пожелало забрать ее в город, что и произошло 7 июля, а уже 20 июля икона «невидимой силой была перенесена опять на то же место, где была, т.е. в Торгу». Жители села специально для этой иконы построили деревянную часовню, позже её перестроили в церковь. В 1804 г. в селении была построена каменная церковь с двумя приделами: в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя святителя и чудотворца Николая.
Ежегодно в июле с иконой совершался крестный ход из Торги в Нерчинск и обратно в память о чудесном перемещении. Часто ее носили по приходам, расположенным по р.р. Унда, Куренга и Шилка, а в 1882 г. состоялся даже крестный ход в Читу, где по этому поводу состоялись большие торжества. Торгинскую икону почитали, прежде всего, как «росодарительницу», поскольку всегда во время крестных ходов с ней шли обильные дожди.
В 1917 г. левобережную часть с. Торга переименовали в Знаменку, а вскоре грянула революция. В 1929 г. Знаменская церковь была закрыта. По ходатайству директора Нерчинского музея Л.А. Пуляевского икона Торгинской Божией Матери была изъята из закрытого храма и помещена в атеистический уголок музея. В первые же дни в музей на поклонение к иконе пошли толпы верующих, позже её поместили на почетном месте в Нерчинском Воскресенском соборе, но в 1938 г. был закрыт и он, после чего Торгинская икона бесследно исчезла.
Следы ещё одного чудотворного списка с Абалакской иконы Божьей Матери удалось обнаружить в Забайкальском крае. Заместитель директора Нерчинского краеведческого музея Александр Литвинцев в своей статье в историческом журнале «Хронограф» привел весомые доводы в пользу того, что Торгинская чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы – не что иное, как один из ранних списков с утерянной тобольской святыни. Ниже приведены выдержки из его исследования.
Село Торгинское, возникшее во второй половине XVII в. в 35 верстах к северо-западу от Нерчинска, известно благодаря вышеупомянутой иконе, долгое время находившейся в местном храме – одного из шести особо почитаемых и чудотворных святых образов Забайкалья. Согласно народным преданиям, икона эта была принесена в 1685 г. из разоренного китайцами Албазинского острога. Три раза в год: 7 и 20 июля, а также 27 ноября в Торгу стекалось множество богомольцев. 7 июля икону уносили из Торги в Нерчинск, и там она оставалась до 20 июля.
По поводу этой традиции ношения иконы в Нерчинск и обратно существовала такая легенда: часть пришедших из Албазина казаков решили поселиться близ устья речушки Торги, впадающей в Нерчу. С ними же была и икона Знамения, которую Нерчинское духовенство пожелало забрать в город и поставить в храме. Перенесение это состоялось 7 июля, но 20 июля икона невидимой силой была перенесена обратно в Торгу. По этому случаю казаки выстроили в селе деревянную часовню во имя Знамения Пресвятой Богородицы, где и поместили дорогой им образ.
Помимо ежегодных июльских крестных ходов в Нерчинск и обратно, по указу Консистории от 19 мая 1785 г. её носили и по другим населенным пунктам Нерчинского округа. Чаще всего она путешествовала по главным житницам Забайкалья – долинам рек Шилки, Унды и Куренги. Икону чтили как росодательницу: всегда, когда в этих местах совершались крестные ходы с ней, шли обильные дожди, необходимые для будущего урожая. Сама икона была украшена серебряной позолоченной ризой, осыпанной рубинами и стразами.
В 1882 г. Торгинская икона отправилась в Читу, куда прибыла 20 июля и была помещена в Казанском соборном храме. На следующее утро перед крестным ходом впервые за более чем месяц в Чите пошел дождь. «Моление Богоматери в Чите и в окрестностях, видимо, ознаменовано было благословением свыше. Бездождие и бедствие народа прекратилось ниспосланием благовременных дождей и благорастворением воздуха», говорится в Прибавлениях к Иркутским Епархиальным Ведомостям за 1882 г.
Перед самой революцией 1917 г. село Торгинское было переименовано в Знаменку. Осенью 1929 г., по просьбе директора Нерчинского музея Л.А. Пуляевского чудотворная икона была помещена в атеистическом уголке музея. Это событие вызвало возмущение среди верующих, и решением тогдашнего начальника Нерчинской милиции икона была возвращена общине и помещена в Нерчинском Воскресенском Соборе. Но уже в феврале 1930 г. помещение Собора было решено передать под культурные нужды города, а с 1938 г. его занял краеведческий музей. С тех пор о судьбе иконы ничего не известно.
Так что это была за икона и откуда она появилась в Торге?
Как уже упоминалось выше, происхождение её местные жители связывали с казаками – выходцами из Албазинского острога. Необходимо отметить, что часть икон и церковной утвари из Албазина действительно были принесены в Нерчинск. Впоследствии многие иконы, вынесенные из Албазина, распространились по различным забайкальским храмам. Так, икона Архистратига Михаила долгие годы находилась в Нерчинском Воскресенском Соборе и считалась главной иконой казачьего полка. Несколько икон находились в Горбице, и затем были перенесены в Верхние Куларки. Со второй половины XIX в. широкую известность приобрела хранившаяся в Сретенске ещё одна икона Знамения «Слово Плоть Бысть», больше известная под названием «Албазинская», сопровождавшая первый Амурский сплав Н.Н. Муравьева-Амурского и ставшая впоследствии главной святыней Приамурья. Таким образом, и Торгинская икона вполне могла до конца 1680-х г.г. среди множества других святых образов находиться в Албазинском остроге, а затем попасть в Забайкалье.
Не менее сложно дело обстоит с иконографией образа Торгинской иконы, поскольку на сегодняшний день каких-либо фото или художественных изображений её не обнаружено. Единственное, и то очень краткое описание иконы было сделано священником Иоанном Чирцевым, сопровождавшим в 1877 г. Епископа Иркутского и Нерчинского Вениамина в поездке по Забайкальским приходам: «…самая икона свидетельствует, что она есть снимок (точнее список-копия) с Абалакской иконы Божией Матери, так как на оной есть предстоящие: Святой Николай и Мария Египетская».
Косвенно это подтверждается ещё и тем, что с 1666 г. практически в те же сроки (с 8 по 20 июля) с Абалакской иконой ежегодно совершался крестный ход из с. Абалак в Тобольск и обратно, и, как в случае с Торгинским образом, 20 июля считалось днем празднования иконы. Таким образом, принесенная из центральной Сибири иеромонахом Гермогеном или кем-то из казаков, Торгинская икона вполне могла сначала побывать на Амуре в Албазине, а затем быть принесена вместе с другими образами в Забайкалье, где и была прославлена. Хочется верить и надеяться на то, что в 1938 г. она всё же не была уничтожена вместе с другими святынями Нерчинского Воскресенского собора, а была спасена кем-то из прихожан и до сих пор спрятана в каком-нибудь тайнике.
(457)